В становлении Среднеазиатской цивилизации огромную роль сыграла плодотворная взаимодеятельность и сожительство таджикского узбекского и киргизского народов. Наследие иранских и тюркских культур в Таджикистане Узбекистане и Кигизистане есть органическая часть формирования этих народов. Основу этногенеза наших наций составляют народности, говорившие на двух языках — тюркский и форси, которые жили бок о бок в городах и вступали в частые взаимоотношения и лишь при Советской власти обозначили их как таджикский узбекский и кигизский. Если внимательно проанализировать социальную структуру нынешних независимых государств, то можно прийти к вполне логическому выводу, что таджики являются таким же коренным этносом современного Узбекистана и Кигизистана, как и узбеки и киргизи коренными жителями Таджикистана. Есть основания утверждать об абсолютной культурной идентичности наших народов, различия в которой носят лишь региональный характер. Ареалы компактного проживания таджиков узбеков и киргиз совпадают практически в определенных регионах: в Узбекистане, Таджикистане, Киргизстане и Афганистане. То есть, эти народы представляют, по сути, неделимый этнический массив. Можно даже говорить что, у нас единый культурно-политический и цивилизационный код.
Как правило, масштабы цивилизации не совпадают с этническими границами, чаще всего они становятся межэтническими. Именно эти особенности дают понимание особенностей развитии цивилизационного процесса в Центральной Азии.
Исторически, находясь между иранской, арабской, китайской и славянской цивилизациями, страны Центральной Азии активно интегрировали лучшие аспекты этих культур. Персы, тюрки, арабы, славяне, китайцы, монголы и индийцы — эти племена и народы пересекали свой путь именно по этому региону. История оставила большой пласт культурного наследия для современной Центральной Азии, которое входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Чем шире развертывается исследование прошлого Средней Азии, тем отчетливее становится выдающаяся роль этого региона в истории мировой культуры.
Всем миром признаны достижения ученых, писателей, художников, архитекторов Средней Азии эпохи средневековья, но нужно упомянут тот факт, что фундаментом, на котором возникла эта блестящая цивилизация, являлись местные культуры проживающих здесь народов и их созидательные взаимоотношения. Персидская империя, Парфия, Маргиана, Хоразм, Сугд, Бохтар, Чоч, Фаргона — культура всех этих древних областей еще несколько десятилетий назад была практически не изучена, а воспринималась многими историками периферией Иранской цивилизации, но, как выяснилось этот регион обладает собственной культурной оригинальностью.
Цивилизация Средней Азии возникает в различных историко-географических регионах. Природные условия здесь характеризуются значительными контрастами. Пустынно-степные ландшафты, и прежде всего пустыни Каракумы и Кызылкум, соседствуют с плодородными оазисами, орошаемыми Амударьей и Сырдарьей, целым рядом их притоков и менее значительных водных артерий. Весьма своеобразны высокогорные массивы Тянь-Шаня и Памира. В этих условиях в различной экологической ситуации происходило формирование культур, разных по своему облику и способам ведения хозяйства и населяющими территориями народами. Например, литература Центрально азиатских народов сочетает в себе произведения персов, индийцев, арабов, тюрков и русских народов. Книги написанные учеными и писателями этого региона переводятся на все языки мира. Среднеазиатский регион вобрал в себя лучшие аспекты философии Запада и добавил их в своё понимание о человеке, мире и вселенной. Ценности и идеи созданные и сформулированные творчеством народов Средней Азии заключаются в толерантности, открытости, честности, близости к природе. Эти общечеловеческие традиции вводят Центральную Азию на орбиту мировой цивилизации.
Именно в Центральной Азии происходит симбиоз культур и религий, симбиоз народов и наций. Ислам оказал существенное цивилизационное влияние на культуру народов Центральной Азии. Несмотря на значимость ислама и догматические тенденции его последователей, все эти государства являются светскими, то есть население вправе выбирать свою религию, что не противоречить принципу Свободы совести.
Особую актуальность приобретает движение по сохранению многообразия и самобытности Центральной Азии, ее межконфессиональной и межэтнической толерантности. Причиной этому является транзитное положение между Западом и Востоком. Единство языка, историческая память и архетипы духовного опыта объединяют иранские и тюркские этносы. В сохранении этого опыта могут помочь интеллектуальные элиты и научные сообщества, творческий потенциал которых необходима направить на возрождение и исследование историко-культурного наследия данного региона.
В современных условиях Центральная Азия находится на стыке исламской, западной, китайской, православной и рухнувшей цивилизации Советского Союза . Её положение предопределяет уникальную роль в межцивилизационном диалоге, в обмене культурными ценностями. Эта роль принадлежала ей веками, история показывает многообразие процессов межкультурного взаимодействия. Все цивилизации находятся во взаимной интеграции своих культур. Чтобы защитить национальные интересы и безопасность государств Центральной Азии, необходимо начать развивать сотрудничество между государствами Средней Азии, затем и с мировым сообществом. Это реализуется через сотрудничество с соседними странами в регионе, а также в международных организациях.
Культурное наследие древних эпох оказало заметное влияние на последующее развитие среднеазиатской цивилизации. Многие достижения в области материальной и духовной культур сохранялись и развивались на протяжении столетий. Значительным было воздействие древней цивилизации Средней Азии на другие регионы древнего Востока и на античный мир.
В разные эпохи истории ирано-тюркский симбиоз имел динамичный ритм к созидательной тенденции. Активный процесс взаимного сближения и симбиоза тюркязычного и ираноязычного населения Центральной Азии всегда имел место, так как они совместно проживали в городах Центральной Азии и даже в определённое время не считали себя разными народами, а гражданами одного города или эмирата.
Вторжение арабов ещё больше укрепило ирано-тюркские контакты, поскольку тюрки и ираноязычное население Центральной Азии вместе сражались против завоевателей. В государстве Газневидов (X-XI вв.) тюрко-иранский симбиоз был скорее правилом, чем исключением. В армии Газневидов служило много тюркских, таджикских, иранских солдат и военачальников. При дворе Газневидов жили выдающиеся представители культуры ираноязычных (Фирдоуси, Бейхаки и т.д.) и тюркоязычных (Беруни и т.д.) этносов.
Таким образом, дальнейшее более глубокие взаимоотношения позволит реконструировать процессы взаимоотношений культурных традиций, расширить базу доказательств того, что территория Центральной Азии была одним из центров историко-культурного симбиоза народов этого региона в особенности таджиков, узбеков и киргизов и что взаимодействие населения привело к взаимообогащению культур. Именно в недрах такого синтеза лежат многие достижения единой культуры двух народов.
На протяжении всей истории развития человечества разные народы вступали и продолжают активно вступать в экономические, политические, военные, культурные, научные и другие отношения друг с другом. В процессе общения языки этих народов оказывали и оказывают определенное влияние и воздействие друг на друга, что приводило и приводит к их взаимовлиянию, изменению и появлению новых языков.
К этому можно добавить, что население ряда городов и регионов свободно использует два или три местных языка, добавив к ним еще и русский, а также иностранные языки
При знакомстве с национальной кухней таджиков, узбеков и киргиз обращаешь внимание не только на частое совпадение названий многих блюд, но и на нечто более существенное – на совпадение подавляющего большинства принципов подбора и технологии приготовления пищи.
Е.К.Мейендорф побывавший в Бухаре в 1820 году писал, что Наиболее близким узбекам народом были таджики, «отличаясь друг от друга во многих отношениях, таджики и узбеки имеют много общего…». Общность культур современных узбеков и таджиков объясняется историей формирования этих народов. В их основе лежит одна и та же древняя культура населения земледельческих оазисов. Эти симбиотические отношения являются определяющей чертой истории региона.
Хотя этнические идентичности современных народов Центральной Азии по большей части кристаллизировались в советский период, их история уходит в глубину веков.
В целом, частые контакты представителей культуры и искусства способствуют не только приобщению народов двух стран к культурному и духовному наследию, но и формированию новой атмосферы общности, дружбы и добрососедства.
Три братских народа Таджикистана, Узбекистана и Киргизстана имеют опыт совместного проживания на основе дружбы и добрососедства на протяжении более тысячи лет в составах Персидской империи, Тюркского каганата, Арабского халифата, Саманидского, Газневидского, Караханидского, Хорезмшахского, Темуридского, Шейбанидского, Аштарханидского государств, периода трех ханств, а также периода Российской империи и Советского Союза.
Сегодня отношения между странами центральноазиатского региона переживают качественно новый уровень. Во взаимоотношениях Таджикистана, Узбекистана и Киргизстана открываются благоприятные возможности для расширения политических, торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей. В этой связи принципиально важно осмыслить складывающиеся реалии, определить приоритетные направления сотрудничества, добиться выхода на конкретные результаты.
Как сказал в своем выступлении во время визита в Таджикистан в марте 2018 Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев. «На нас лежит огромная ответственность: нам необходимо не только наверстать упущенное, но и вывести наши отношения на принципиально новый уровень».
Стоит отметит, что 31 марта 2025 года Президенты Таджикистана, Киргизии и Узбекистана, Эмомали Рахмон, Садыр Жапаров и Шавкат Мирзиёев встретилис в Худжанде — административном центре Согдийской области Таджикистана, по случаю торжества праздника Навруз. Совместное празднование Навруза, продемонстрировал стремление народов трех государств к миру, дружбе и сотрудничеству, одинаково важно для стабильности обстановки во всей Центральной Азии.
Конечно взаимодействия трех соседних народов сплетенными историческими, культурными и кровными узами должны доведены до тесного взаимодействия и полным взаимодоверительном уровне. Мы должны действовать в рамках единой Централно-азиатской цивилизации и отстранятся от этноцентристских настроений, чтобы устоять вызовам и угрозам глобализации и другим внешним угрозам нашему региону и культуре.
Кобилов Мухаббатшо Замирович -декан факултета международных отношений ТМУИЯ им. Сотима Улугзода;
Кадамсаидов Сохибназар — преподаватель кафедры сравнительного языкознания и теория перевода